Предел, который не перейти

Говоря о зле, нельзя не сказать о Холокосте. Третий рейх, Гитлер, его злодеяния - самые страшные страницы в исто­рии человечества. Для многих сама мысль о существовании Бога испарилась, когда гитлеровские палачи, не ведающие, что такое мораль, справедливость или милосердие, превра­тили часть этого мира в ад.

И снова хочу отметить: если считать, что Бога нет, то от­куда у нас могут быть абсолютные критерии, согласно кото­рым злодеяния Третьего рейха мы определяем как «зло». Если Бога нет, то Холокост по сути своей - всего лишь «есте­ственный отбор», где одна группа химических веществ устраняет другую группу химических веществ, после чего Предел, который не перейти остаются только наиболее приспособленные. Вопросами такого рода мы можем задаваться, только если Бог существует. Однако мы можем еще раз попытаться примирить суще

ствование зла - и благого Бога, Который, как нам кажется, иногда сидит сложа руки.

Когда при мне кто-то обвиняет Бога в бездействии, я всегда вспоминаю двух человек. Я расскажу вам о них, по­тому что за ними - тысячи и тысячи людей, о чьих судьбах мы никогда не узнаем.

Человек, чье имя сразу приходит на ум при упоминании Холокоста, - Оскар Шиндлер. Он был преуспевающим про­мышленником, предпринимателем с выдающимися способ­ностями, которые он использовал для того, чтобы спасти сотни, если не Предел, который не перейти тысячи евреев от смерти в газовых камерах, от расстрелов и других ужасов концентрационных лагерей.

Мотивы, которыми был движим Шиндлер, сейчас описы­вают по-разному. Кто-то категорически отрицает его беско­рыстие и честность, говоря, что он нашел прекрасный спо­соб обогатиться за счет богатых евреев. Но факты говорят о другом. Ведь в конце концов, Шиндлер потерял все, и он рисковал жизнью ради людей, которых сам называл «мои дети». В наше время в Европе, Израиле и США живут более семи тысяч потомков тех, кто обрел спасение на заводах Шиндлера. Неудивительно, что Оскар Шиндлер стал пред­метом неиссякаемой благодарности Предел, который не перейти еврейского сообщества.

Интересно отметить вот что: в последние годы история Шиндлера стала во много крат известнее, в основном бла­годаря фильму Стивена Спилберга - и сотни, если не ты­сячи схожих историй стали выходить на свет. Может быть, пока гитлеровский режим сеял смерть и разрушения, Бог действовал в людских сердцах, уберегая от лагерей смерти миллионы других?

Рассказав Шерри о поступках Оскара Шиндлера, я спро­сил ее:

- Может, Оскары Шиндлеры нашего мира и есть тот спо­соб, каким Бог показывает «вот предел, его же не прейде- ши»? И сколько людей еще бы погибло, не вмешайся Бог?

Шерри парировала:

-Да, но шесть миллионов погибли.

- Да Предел, который не перейти, но кто виноват в этих смертях - Бог или человек? Разве Бог нажимал на курок? Разве Бог включал газ в каме­рах? Разве Бог развязал Вторую Мировую войну?

- Нет, Джефф, но Он же мог сделать так, чтобы жертв было меньше!

- Именно это Он и делал, Шерри. Он действовал неустан­но. Сейчас становится известно, что во времена, когда Гитлер был у власти, очень и очень многие откликались на прось­бы о помощи, многие принимали участие в движении Сопро­тивления; если бы не они, жертв было бы гораздо больше. Сколько человек было спасено таким образом, неизвестно и вряд ли когда-нибудь Предел, который не перейти выяснится, но совершенно очевид­но, что Бог не сидел сложа руки и не бездействовал.



И я приступил к рассказу о втором человеке, чье имя ста­ло синонимом победы над нацистскими лагерями смерти. Это - Корри тен Боом, автор книги «Убежище». В ней Кор­ри рассказала, как ее отец - добрый, праведный, богобояз­ненный человек - с помощью нескольких друзей-плотников соорудил в доме тайную комнату, в которой скрылись его соседи-евреи. Через некоторое время гестаповцы схватили и отца, и Корри, и ее сестру Бетси и отправили их в концен­трационный лагерь. Их несколько раз переводили из лаге­ря в лагерь Предел, который не перейти, пока Корри и Бетси не очутились в Равенсбрю- ке, месте, которое Корри назвала «адом на земле». Узников избивали, морили голодом, заставляли работать без отды­ха на морозе. Каждый день был для них настоящим сраже­нием за жизнь.

В этом аду Корри и Бетси стали вестницами надежды и утешения. Каждый вечер перед сном все узницы собира­лись вокруг Корри и Бетси, чтобы получить поддержку, без которой им было просто не выжить в этом месте, испол­ненном отчаяния. Сестры рассказывали о Боге, убеждали, что Богу противны эти злодеяния, и все время напомина­ли о том, что «как бы ни была глубока яма, Божья Предел, который не перейти любовь все равно глубже»1Н.

Читая «Убежище», не устаешь удивляться, насколько глубоко и крепко верила Корри в Бога, если эту веру не по­шатнули даже жуткие обстоятельства, в которых она на­ходилась. Так, например, Корри и Бетси благодарили Бога за блох, которыми кишели бараки Равенсбрюка. «Возблат годарим Господа за блох!» - говорила Бетси. Почему. 0 тому что именно из-за блох охранники не заходили в бар**

ки, и сестры могли читать соседкам Библию, чтобы приве­сти их к Богу. А Его любовь поддерживает в любых страда­ниях, давая надежду, которая не ослабнет никогда. Воисти­ну, возблагодарим Господа за блох Предел, который не перейти!

Человеку дана свобода воли, и он волен выбирать зло, но Бог всегда на другой стороне лагеря, и Он дает нам то, чего никто не в силах отнять: любовь и обещание новой, лучшей жизни.

Но Бог не только поддерживает нас в минуту отчаяния - иногда Он дарит нам настоящее чудо. Ниже я привожу со­кращенную версию истории Корри:

Опять была перекличка. Женщины притопывали, чтобы хоть чуть-чуть согреться. Вдруг Корри услышала свое имя:

- Заключенная тен Боом - явиться после переклички.

Что ее ждет? Наказание? Или расстрел?

- Отец Наш Небесный, помоги мне, прошу Тебя... - мо­лилась она.

Когда она явилась к начальству, ей выдали Предел, который не перейти карточку со штампом «Entlassen» -«Свободна». Ее освободили! Она не могла поверить в такое счастье. Ей вернули ее жалкие пожитки, выдали какую-то одежду и билет в Голландию. Дорога была долгой и трудной, но в конце концов она вер­нулась домой, в свою страну, к своим друзьям. Позже она узнала, что ее освободили по ошибке/19

Но ошибка ли это была - или рука Божья? Может, этим Он сказал: «Предел, его же не прейдеши»? Наш ограничен­ный разум отказывается признать такую мысль. Хотя мно­жество историй говорит нам о Божественном вмешатель­стве, нам все равно трудно поверить, что Бог решил вопрос Предел, который не перейти с помощью ошибки. Нет, нам бы хотелось, чтобы Господь послал на охранников Равенсбрюка огненный дождь, что­бы все сгорело в пламени - конечно, кроме узников лагеря. Бог, чьи деяния не бросаются в глаза,-это как-то не впечат­ляет. Но все же, если мы задумаемся о механизме свободы воли, которым может воспользоваться любой, мы поймем, почему Бог действует именно так, а не иначе.

Но вот парадокс: если бы Господь действительно на­слал на Гитлера и его приспешников огненный дождь, на-

шлось бы немало тех, кто возмутился бы: «Как мог благой и милосердный Бог допустить такое?» Мне это напомина­ет типичную ситуацию. Кто-то Предел, который не перейти обвиняет христианина: «Как может ваш Бог бездействовать, когда вокруг свирепствует зло?» Христианин отвечает: «Он не бездействует. Он делает Себе пометки. Однажды каждому придется дать отчет о том, как он использовал свою свободу выбора. Однажды всем воз­дастся». И - внимание! - христианин получает в ответ: «Как может Бог, милосердный и любящий, наказывать людей?»

В современном мире Бог всегда оказывается в проигрыше. Будет Он действовать или бездействовать, всегда найдутся тысячи тех, кто обвинит Его в несправедли­вости. Дело в том, что мы создали себе Бога по сво­ему подобию. Вместо того чтобы задуматься: «А какой Он - Бог?», мы продолжаем указывать Ему, каким Предел, который не перейти Он дол­жен быть, не замечая при этом уйму противоречий. Мы хо­тим справедливости без наказания, безопасности без вме­шательства и отношений без самопожертвования. Но с точ­ки зрения логики это невозможно, а Бог не нарушает зако­нов логики.

И тут я, впервые за весь вечер, заговорил жестко и с на­пором. Я напомнил Шерри, что в жизни случается множество событий, которые иначе как рукой Господа объяснить невоз­можно. К сожалению, когда Бог вмешивается в нашу жизнь, нам бывает очень трудно понять и принять Его действия.


documentagodwsn.html
documentagoeecv.html
documentagoelnd.html
documentagoesxl.html
documentagofaht.html
Документ Предел, который не перейти